Север.Реалии

35 подписчиков

Свежие комментарии

"Готовлюсь к худшему". Российские туристы застряли в Турции

"Готовлюсь к худшему". Российские туристы застряли в Турции

Больше полумиллиона российских туристов пострадали из-за введенных Россией ограничений на регулярное и чартерное авиасообщение с Турцией и Танзанией с 15 апреля по 1 июня. По официальной версии, полеты закрыли для профилактики завоза новой коронавирусной инфекции. Корреспондент Север.Реалии поговорил с застрявшими за границей российскими гражданами о том, помогает ли им Россия и как они намерены возвращаться домой.

Утром 14 апреля Яна Костюкова с мужем и дочерью занимались снорклингом в Красном море: погружались с трубкой под воду. В 9:43 мужу Александру пришло СМС-сообщение с информацией о том, что их обратный рейс в Россию отменили.

– Первое состояние – шок. Потом истерический смех. Потом мысль: "Ну не бросят же нас в Стамбуле, вывезут, помогут". Потом уже включилось трезвое мышление, что не помогут. Надо самим. Общение по горячей линии. Наши соседи по несчастью в другом отеле связались с послом России в Египте. В итоге никто ничего не знает. Предложений о помощи со стороны наших авиакомпаний не поступило. Весь день на ломаной связи. Интернет здесь слабый. Благо, есть директор турфирмы в Карелии, которая всё контролировала и договаривалась с "Турецкими авиалиниями". Это и успокаивало, – рассказала Яна корреспонденту Север.

Реалии.

Семья Костюковых – из Петрозаводска. Как и многие, в начале апреля они поехали отдыхать в Египет, билеты купили транзитом через Стамбул. О том, что Россия приостанавливает авиасообщение с Турцией, узнали уже в отпуске. Лететь обратно должны были ночью 16 апреля, но рейс из Стамбула в Москву отменили. На специальный вывозной рейс, который организовали российские авиаперевозчики для туристов, они попасть не смогли, так как покупали билеты самостоятельно, а вывозными рейсами смогли уехать домой только те туристы, которые покупали турпакет в Турцию. В результате застряли в Хургаде. Из-за всех переносов рейсов они уже потратили дополнительно 70 тысяч рублей.

– Вывозит только "Аэрофлот" и S7. А мы со своими "Турецкими авиалиниями" никому не нужны. В итоге нам оказала помощь наша агент из России и сама авиакомпания. Единственный вариант, который был доступен, – лететь через Беларусь. Нам переоформили билеты. Но на 16-е (в наши дни) билетов не осталось. Рейс сделали 18-го. А это означало, что либо двое суток мы сидим в Стамбуле, либо ещё два дня продлеваем проживание в Египте. В Стамбуле остаться проблематично. Мы в транзитной зоне. В итоге мы продлили здесь проживание. Выкупили билеты из Минска уже. Траты, конечно, ударили по нам. Но хоть авиалинии сделали переносы бесплатно, – говорит Яна.

Елена Беляева поехала отдыхать в Турцию на неделю из Санкт-Петербурга. Приехала в Стамбул, заселилась, через пару дней узнала, что Россия останавливает авиасообщение. Позвонила в авиакомпанию – там ей ничего не объяснили.

– Они сказали, что еще не в курсе. Я подумала, посовещалась с подругой, долго ждала, сообщит мне что-то авиакомпания или нет, психанула и купила билет сама на 14 апреля. В итоге за четыре часа до вылета мне авиакомпания прислала сообщение, что мой обратный рейс на 16-е число отменяется и перенесен тоже на 14 апреля, – рассказывает Елена.

Через три дня отпуска ей пришлось улететь домой, только не прямым рейсом, а через Москву. Билет она купила 12 апреля за 9 тысяч рублей, на следующий день он стоил уже 14 тысяч, а в день вылета цена на перелет подскочила до 50 тысяч рублей.

– Те, кто остались, я не знаю, как они вылетели. Потому что в самолете не было ни одного свободного места вообще, – вспоминает Елена. – По той схеме, которая была раньше применена на вывозных рейсах, я должна была сама прийти в Аэрофлот в Стамбуле и была бы очередь уже там. Два рейса в неделю вылетало бы точно, стоимость никто не знает, "Аэрофлот" в Стамбуле работает с 9 до 14, ты приходишь, стоишь какую-то очередь, тебя заносят в какой-то список и дальше в порядке очередности вывозят. Я пришла 300-я, и улетела бы я не на следующей неделе, а еще через две, попав на проживание, еду и все такое. Я подсуетилась и быстро купила билет.

"Всех своих туристов я вытащила"

По информации Ассоциации туроператоров, всего с 15 апреля по 1 июня туры в Турцию забронировали 533 200 туристов, из них более 40% – семьи с детьми. Общая стоимость забронированных туров превысила 30 млрд руб. На 15 апреля в Турции по линии туроператоров отдыхали около 50 тыс. россиян, уточняла глава Ростуризма Зарина Догузова. Еще столько же, по оценке ведомства, отдыхают там самостоятельно.

Также тысячи россиян отдыхали в других странах, путешествуя транзитом через Стамбул. Таким туристам, которые летели через Турцию за рубеж и застряли там после ограничения авиасообщения, в Росавиации посоветовали самостоятельно планировать возвращение домой. "Вам необходимо самостоятельно планировать вашу перевозку из другого государства в Турцию под новый рейс в Россию", – уточняется в совместной памятке Минтранса и Росавиации.

Турагент из Пскова Наталья Исаева считает, что в результате отмены рейсов в Турцию вся ответственность легла на самих туристов, если они бронировали все самостоятельно, на турагентов и частично на туроператоров. Коснулось это в основном только регулярных рейсов и тех, кто отдыхал в Египте, ОАЭ, Мальдивах и летел транзитом через Стамбул. Чартерные рейсы возвращаются в Россию в обычном режиме.

– Всех своих туристов я вытащила, альтернативы дала, – говорит Наталья. – Одним нашла чартерный билет из Шарм-Эль-Шейха до Минска (но это только по знакомству). Других пересадила по расписанию на другой день, без доплат. Это надо делать было быстро, билеты улетали как пирожки. Мои коллеги посадили своих через Каир до Москвы. Масштаб бедствия был огромен, потому что мы еще 15 апреля не понимали, что вообще будет… Но потом все стало разруливаться. Видимо, Ростуризм понял, что по-другому будет еще хуже, и стал давать допуски на вылеты уже по факту. Ростуризм в понедельник еще все запретил, а до 15-го никакой информации не давал, так что, что будет твориться в Сабихе, 15 апреля никто не понимал, поэтому многие купили билеты за свой счёт через третьи страны, пока были билеты, а их рейсы все-таки улетели в срок. Эпично. Что творится с теми, кто бронировал самостоятельно, боюсь предположить. Ибо тут нужна определенная степень подкованности и инициативности при перебронях.

"Решили отдохнуть"

Наталья Маринтцева вместе с мужем 9 апреля прилетели в Стамбул. Они переболели коронавирусом в декабре 2020 года и очень ждали этого отпуска.

В среду, 14 апреля, им, как и многим другим туристам, пришло СМС-сообщение от "Турецких авиалиний" об отмене их обратного рейса. Из новостей они узнали, что авиакомпания оставляет лишь два перелета в неделю.

– Посмотрели информацию в соцсетях на странице авиакомпании, обращение Ростуризма. Направили письмо авиаперевозчику, получили подтверждение, продублировали обращение в фейсбук "Турецких авиалиний", дозвониться не смогли. Параллельно писали друзья – оказалось, что приобрести билеты в Москву на "Аэрофлот", "Победу" можно, только билеты, мягко говоря, были недешевы (наш регулярный рейс в Москву "Турецкими авиалиниями" на двоих стоил около 22 тыс., новые билеты начинались от 35–40 тыс. за двоих лоукостером). Мы позвонили на горячую линию Ростуризма. Разговор буквально был такой: "Обращайтесь к туроператору". – "Мы самостоятельные путешественники". – "Тогда обращайтесь к авиаперевозчику". – "Он пока не отвечает". – "Тогда обращайтесь в консульство". Никаких данных (сколько нас человек, ФИО, рейс и прочее) у нас не спросили. Рекомендовали соблюдать масочный режим и мыть руки, – рассказывает Наталья.

На следующий день утром они поехали в стамбульский офис "Турецких авиалиний", там им поменяли билет на 26 апреля – рейсы на ранние даты были уже заполнены. Туристы продлили проживание в гостинце – отель сделал им скидку 20 процентов на проживание. Купили местную сим-карту с интернетом, так как им с мужем придется неделю работать в Стамбуле удаленно. Предупредили близких о том, что задерживаются. За дополнительную неделю проживания они заплатили 250 евро, плюс около двух тысяч рублей в день питание на двоих, расходы на связь и транспорт. Наталья считает, что им повезло, что хотя бы билеты им поменяли бесплатно.

Оксана Сазонова вместе с мужем шли по Ликийской тропе, когда узнали о приостановке авиасообщения.

– Мы, собственно, и сейчас продолжаем идти, – говорит она. – Проблемы наши пока никто не помогает решить: обратные билеты на 5 мая на "Победе", и вместо вывозного рейса они просто автоматически отменили билеты и оформили возврат денег без нашего согласия. Дозвониться до них не получается, в мессенджеры не отвечают. Так что пока не знаем, как и когда будем выбираться.

Но в итоге им удалось поменять билеты на вывозной рейс в ближайшие дни. Из-за переносов отпуск пришлось сократить.

Арина Дашкова, наоборот, рисковать не стала. Ей тоже отменили рейс "Турецких авиалиний", из Стамбула в Санкт-Петербург она должна была лететь 24 апреля – это последний день, когда она может находиться в Турции без визы.

– Я в Турции, выбраться нет шансов. Я ищу дешевое жилье на май и готовлюсь к худшему. На госуслугах ответили, что никакой регистрации на вывозные рейсы нет. Поражает двуличность правительства... поражает... все, что в прессе, – диаметрально противоположно действительности, – возмущается Арина. – "Турецкие авиалинии" предлагают билеты на рейсы в мае по 120–130 тысяч рублей. Про мой, который я, увы, купила через сайт-агрегатор, они говорят, что пока ничего сказать не могут. Он стоил 15 600, и кредитная карта показывает оплату именно Turkish Airlines. Я звоню им с утра до ночи, отправила им письма. Но дело даже не в них. Я готова купить билет на "Аэрофлот"/"Победу" и так далее, но они не дают ничего бронировать без номера оригинального билета от них. То есть сама концепция "вывозные рейсы" относится не к гражданам России, а к клиентам "Аэрофлота". В интернете сказано, что можно зарегистрироваться на Госуслугах на очередь на такие рейсы, но ссылка не работает, и вчера на Госуслугах наконец ответили в чате, что такая услуга не предоставляется.

Брать билет на чартерный рейс Арина не хочет – в прошлом году она застряла на три месяца в Лос-Анджелесе и также бронировала билет за билетом, а через пару дней ей приходило СМС об отмене рейса.

– Я буду выбираться в мае через Белград, – говорит Арина. – Я хочу гарантии. Прежде чем лететь в Стамбул, хочу знать, что улечу, а не застряну там. Сейчас я хотя бы в тихих пустых местах, где можно снять жилье за 1500 рублей в сутки. Бесит спокойствие дикторов ТВ, которые говорят о "вывозных рейсах". Это не вывозные рейсы! Год назад я купила так билет из Нью-Йорка в Москву по безумной цене в 500 евро (они именно в евро его официально продавали). Это все платные дорогие рейсы. Мы теряем свои билеты и покупаем у "Аэрофлота" их билет за двойную цену.

"Возврата денег никто не обещает"

Из-за введенных ограничений на авиасообщение с Турцией проблемы появились не только у тех, кто уже был за границей, но и тех, кто только собирался поехать в отпуск.

Анна Мигулян из Петербурга должна была улететь с семьей в отпуск в Турцию 21 апреля. К поездке долго готовились: подбирали удобные даты, прошли все этапы вакцинации от коронавируса, оформили страховку от невыезда на случай положительных тестов на COVID. Турецкий отдых выбрали по совету турагента: неделя в хорошем отеле за границей была дешевле, чем в Сочи. Сейчас же перед ними новая задача: выбрать альтернативный вариант отпуска взамен отмененного.

– Мы выбрали отдых в Турции не из большой любви к турецкому берегу, а потому, что это был единственный приемлемый по деньгам вариант отдохнуть на море! Летом только билеты на поезд, самолет для семьи на наш юг стоят более 80 тыс. рублей, – говорит Анна.

Она считает, что им еще повезло: они покупали путевку через надежного туроператора, который заморозил их деньги и предложил несколько вариантов использования: перенести недельный отдых в Турции на другие даты либо заменить его русским югом. В любом случае это означает или дополнительные вложения, либо более низкое качество отдыха.

– У нас стоимость тура была 82 тысячи рублей на троих взрослых в Турцию, 5* ультра все включено, со страховкой от невыезда. Нам предложили на замену в эти же даты только Сочи и Абхазию, 3* те же деньги, но питание только завтраки или полупансион (т.к. на момент 15.04 закрытия Турции мало что осталось из отелей). Осенью ехать не можем, т.к. график отпусков жесткий. Если не получится, то будем переносить тур на 2022 год, но насчет этого варианта у меня большие сомнения, поскольку условия у туроператоров по переносу продолжают меняться, – говорит Анна Мигулян. – Надо отметить, что это не закрытие границ. Если бы было закрытие границ, нам по закону обязаны были бы вернуть деньги за тур. А сейчас просто временно отменены чартерные рейсы, соответственно, возврата денег нам никто не обещает в принципе.

По информации Ассоциации туроператоров России (АТОР), взамен отдыха в Турции 15% туристов выбирают российские курорты. Это связано с тем, что большинство отелей были забронированы еще в марте.

"Туроператоры сейчас ведут работу по подбору продукта, подходящего по стоимости, мы не получали претензий от туристов по этому вопросу. Были жалобы от самостоятельных туристов, которые говорили, что они бронировали в Турции отель и перелет сами, хотели бы перебронироваться на Россию и столкнулись с высокими ценами в отелях более низкой категории – 3*", – прокомментировала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх